Образование или на хрен всё это нужно?

Я получил первое профессиональное образование в техникуме (гуманитарно-технический колледж), очно, по специальности математик-программист, а это пять видов математических дисциплин плюс экономика, алгоритмизация, языки программирования и прочее, всего 33 дисциплины по списку плюс 4 факультативные. Конечно, учились на курсе, как и положено, всего несколько человек – тек, кто понимал, кому нравилось, кому было интересно изучать предлагаемые науки, остальные просто высиживали пары, тянули время, кто-то зубрил, кто-то страдал и ждал окончания обучения.

Так вот мне, действительно нравилось дело, которое мне передавали.

Математика – царица наук, хоть и вымышленная на 100% и не имеющая никакой материальной основы, но прекрасная стройная и необходимая. Да, она не изучает никаких физических, химических, астрономических и прочих натуральных явлений и все цифры придуманы людьми и могли бы быть иными (почему именно десятичная система исчисления, а не двенадцатеричная). Однако это та условная основа, фундамент, на котором строятся исследования и законы всех остальных наук.

Мне нравилась высшая математика с её теоремами и доказательствами, которые казались логичными, понятными и единственно правильными. Аналитическая геометрия, математическая статистика и другие предметы со своими порядками работы с данными и методами решения задач.

Заслугой сложившемуся отношению стал профессионализм и преданность делу главного и единственного мастера на факультете - преподаватель математических спец. дисциплин Хазириши Энвер Османович, лекции которого я имел честь слушать, долгих лет ему жизни.

И вот отучившись несколько лет, выслушав сотни часов лекций, успешно сдав десятки экзаменов, я вышел во взрослую жизнь и устроился на работу, где мне пригодились только базовые знания ПК и основы алгоритмизации, спасибо Ефремовой Екатерине Юрьевне, а всё остальное изучалось с азов, ломая заложенные понятия и приобретенные навыки.

Так подходит нить моих рассуждений к главному вопросу. Зачем изучать такое количество материала, применения которому в реальной жизни нет, и никогда не будет?

Ведь знания, не применяемые на практике два три года, растворяются без остатка.

Несколько лет назад я мог доказать основные теоремы дифференциального исчисления, теорему о среднем, Тейлора, Логранжа, Коши, Больцано и многие другие. А теперь я не только не могу вспомнить их определения, но даже не уверен, что правильно их назвал.

Мне очень жаль, что столь великие по моим меркам знания, переданные мне когда-то доступным языком, не востребованы и забыты.

Однако.

Получив второе образование, высшее экономическое, заочно, по специальности бухгалтерский учёт, и ознакомившись с таким же большим количеством непрофильных и сопутствующих дисциплин, я подумал (впервые:).

Наше, Российское, образование для присвоения звания образованного, обязывает человека изучить ряд предметов (хотя бы ознакомиться), которые призваны сделать из него всесторонне развитого и интересного члена общества.

Человек, имеющий представление о множестве предметов и методов, пусть даже поверхностно, способен думать широко, не боится нового, может быстро изучать и осваивать поставленные задачи.

Цель образования научить человека обучаться, быстро и эффективно находить нужную информацию по решению возникшей проблемы. А само обучение призвано натаскать человека на правильные источники информации, привить культуру знаний, научить отличать качественные учебные материалы от информационного хлама. Спасибо Саськовой Гильде Эдуардовне.

В противоположность нашему, американская модель образования, заточена на освоение строго определённых, узких задач и создаёт хороших специалистов под конкретные работы, как правило, не способных быстро и тем более самостоятельно, переквалифицироваться в соседние профессии.

Об этом ярко свидетельствуют, например, инструкции к бытовым приборам и вообще бытовое повседневное отношение к вещам. В инструкциях к отечественной технике, до недавних пор, само собой присутствовало понятие здравого смысла, производитель не сомневался, что пользователь не станет сушить кошку в микроволновке или оставлять опасные приборы наедине с детьми. Образованный американец (европеец) ни одной кнопки не нажмёт, пока не выучит инструкцию наизусть. Русский человек, начинает читать инструкцию, только когда понимает «всё, пи$дец, сломал».

Но шутки шутками, а я спокойно могут самостоятельно подключить газовую плиту, стиральную машину, спутниковую антенну, проточный или накопительный водонагреватель, собрать корпусную мебель, заменить лампочку:). И такой умный не только я, но и многие мои друзья и знакомые. Для всего этого и многого другого, опытному или образованному русскому человеку достаточно бегло просмотреть инструкцию, в которой, как правило, на первой странице написано: установка, настройка производится специалистом сервисного центра.

Вот и решайте изучать ли большой набор предметов, что бы стать эрудированным и уметь решать широкий спектр повседневных проблем, или обучаться профессии узко и точечно и бояться любых изменений и нововведений, обращаясь за каждой мелочью к специалистам.

Российское образование, активно вытесняемое в настоящее время западными подходами, позволяет человеку «выживать», не бояться изучать новые задачи, решать нестандартные проблемы, не регламентированные служебными инструкциями, и не только в профессии, но и по жизни.

Не смотря на то, что многое изученное мной не пригодилось, я всё же рад, что учился по старым стандартам – мой мозг приспосабливался и развивался, превратившись в мощный инструмент, которым я могу воспользоваться пользоваться в этой жизни.

13.05.2013

e-mail: x@y1001.ru